Светлана Сабурова. Счастье как событие в жизни Жан-Жака Руссо

«Истинное наслаждение просто и безмятежно, оно любит тишину и покой, тот, кто его испытывает, поглощен им всецело, он не забавляется тем, что говорит:

«Я наслаждаюсь»». Жан-Жак Руссо

 

«Исповедь», написанную  книгу о себе Руссо писал в старости. В ней так ярко рассказано о людях, с которыми Руссо дружил или сталкивался, глубоких раздумьях, что книгу можно воспринимать как художественное произведение. Тут и картины его детства, годов зрелости, любви, тут и нравственный анализ своих поступков, за что мучает его совесть, за что гордится.

В последние два года своей жизни Руссо пишет автобиографичные «Прогулки одинокого мечтателя», которые соединил с «Исповедью». Здесь он размышляет  о страданиях людей, о смысле своей жизни, о своей любви к трудовому народу, о судьбе народной. 

Десятая «Прогулка» осталась незаконченной – Жан-Жак Русо скончался ночью. Он был погребен, как завещал, на маленьком «Острове тополей» посреди красивого озера.   В годы революции прах Руссо торжественно был перевезен в Пантеон, а затем контрреволюционеры развеяли его прах по ветру. От могилы Руссо остался надгробный камень с надписью « Человек истины и природы». 

В жизни каждого человека  происходят события, дарующие хоть миг счастья. Счастье бывает разным  - «большим» и значимым, «маленьким»,  но особым. Счастье не возможно ни определить качественно, ни измерить, оно носит субъективный характер. Не случайно, такое важное для человека явление как «счастье», не нашло должного места в ряду других психологических категорий. Существуют общие взгляды и тонкие наблюдения ученых, философов, писателей, народных пословиц, сказок, легенд.  В них   общий момент «всякого» счастья  - «прорыв» в обыденности, в череде сменяющихся друг друга дней, часов, лет и оно  - «всплеск» нового, значимого в жизни человека.  Люди не случайно считают, что самым мощным источником счастья является Жизнь человека.  Действительно, чувства радости, упоения, блаженства – это истинно «добрые» светлые чувства. Они свойственны счастливому состоянию и сопутствуют друг другу. 

Бывает жизнь человека, простого человека, часто наполнена спокойным движением дней, спокойными состояниями, не вызывающими ни страданий, ни сильных радостей. И происходящее в жизни события не воспринимаются значимо. Они обычны. 

Бывает, человек, преодолевая сопротивление разных факторов среды, ощущает либо определенный дискомфорт, либо, наоборот осознает особую гармонию с миром, переживая  в состоянии страдания, особою радость. Такие  люди, свои субъективные состояния, связанные с осознанием радости значимого события и преодоление трудностей, с ним связанных,  воспринимают  в комплекте чувств, вызывающих состояние счастья. 

В раннем детстве Жан-Жак Руссо удивлял всех своим даром сочувствия, рассказывает он в своих воспоминаниях, написанных в старости, однако сохранивших ясность и красочность. Руссо описывает себя  как хилого ребенка в детстве, рождение которого стоило жизни матери. Добрые безмятежные вздохи и ласки взрослых, сопровождают маленького Руссо в детстве. Лучшие черты своего характера Руссо объясняет врожденной добротой и тем, что получил «здоровое и разумное воспитание», все свое детство  наслаждался «невозмутимым счастьем и безмятежностью». 

Пришел конец, пишет Руссо в старости, «ясной детской жизни» и я перестал «наслаждаться невозмутимым счастьем». Раньше веселый, любивший детские игры, теперь он наделен туманными мечтами, плачущий без причины, вздыхающий неизвестно от чего. Обстановка вокруг маленького Руссо осталась вроде прежней, но окраска ее уже стала  другой. Природа, которую он так любил,  казалась ему теперь мрачной, а искренние отношения  к воспитателям уступило место скрытности и притворству. 

И вот,  открылась новая глава биографии – первое в его жизни чувство независимости,  конечно наивно преувеличенной. Горечь на лице сменилась улыбкой, и он весело зашагал по «самостоятельной дороге», опьяненный «наслаждением брести, сам не зная куда», и не покидали его «обольстительные надежды». В ранний период своих скитаний Жан-Жак еще легко поступается некоторыми убеждениями, если…..от этого может выиграть его благополучие. Жан-Жак оказывается в специальном приюте для новообращенных «имени святого духа»  - здесь юному  Руссо предстояло превратиться в католика…..

Восторг охватил шестнадцатилетнего юношу Руссо, когда он увидел перед собой тридцатилетнюю миловидную правоверную католичку с добрым лицом. С трепетным чувством подросток Руссо называет госпожу Луизу де Варанс Маминькой,  и питает к ней смешанные чувства: возлюбленной и друга наставника. Чувственные отношения к госпоже, не покидали его на протяжении его жизненных перипетий,  воспоминания о своей  необыкновенной любви к Луизе,  по его словам  «для которой ему было суждено родиться» не оставляли его до конца дней.  Последние не оконченные строки «Прогулок одинокого мечтателя» Руссо посвятил волнующим воспоминаниям о любви к госпоже Луизе де Варанс. 

Если мы обратимся к возрастной психологии, описание юношеских лет  связано с ожиданием счастья как радостного события. В состоянии подростковой любви многие события окрашены образом любимого человека. И эротические фантазии, и трепетная любовь, и ожидание встречи, и волнительное расставание, и горькое разочарование,  и  счастье в моменты близости  -  разные  чувства были связаны с этой женщиной у молодого Руссо. О состоянии счастья,  Руссо писал  в основном в моменты описания любовных переживаний, которые испытывал на протяжении всей жизни.  Переживания  своих любовных страстей, всегда окрашены у Руссо меланхоличной окраской, но в этом чувствуется особое удовлетворение Руссо, от природы наделенного чрезмерным волнением и нежным трепетом.   

Счастье по-особому связано с творчеством. Как писал Руссо, в  домашней библиотеке своей Маминьке  он «чувствует все более сильное влечение к знанию», читал сочинения гуманистов, писателей, увлекся ботаникой, математикой, историей и географией, физиологией и анатомией. В этот период жизни Руссо, нам предстает человеком активным, со стремлением к самосовершенствованию, имеющий возможность оценить силу разных источников, приносящих ему счастье и удовлетворение жизнью.  Характеризуя счастье как особое состояние, необходимо отметить и то, что переживая его, человек приобщается к некоему Таинству – будь то общение с природой, будь то познание вечных истин, будь то познание наук, будь то наслаждение музыкой. Но наслаждением миром легче всего выразить гармонией звуков музыкой, чем словами. Поэтому музыка, вызывает необъяснимое состояние приобщения к тайне, состояние блаженства, покоя, уверенности и силы духа.    

Так Жан-Жак знакомится с теорией музыки и  вскоре сам начинает увлеченно музицировать, выучившись играть на клавесине, не страшась,  сочиняет дуэты, небольшие контаты, пьески. Надеясь завоевать своими талантами Париж, он совершает «революцию в музыке». Хотя в принципе Жан-Жак почитал скромность, довольствовался  малым, но не «избегал случаев приобретать известность», как писал он позднее, тем более что «небо одарило его счастливыми природными данными».  Реформа нотной системы  - «и его отныне судьба, была устроена!»  

Нет сомнений в том, что в каждой сфере человеческой деятельности обнаруживается сфера притязаний и сфера достижений.  По мнению психологов, именно из этого соотношения может быть понят тот факт, что не стремление к «счастью» (к удовольствиям  и т.д.), определяет в качестве мотива, побуждения деятельность людей, а в соотношение между конкретными побуждениями и результатами  деятельности определяет их «счастье» и удовлетворение, которое они получают от жизни.   Несомненно, у Руссо ощущение счастья от своих результатов творческой деятельности,   не исключение. Особо желанным творение Руссо становилось тогда, когда оно воспринималось и принималось, оценивалось другими. В Париже Руссо начинают приглашать в аристократические дома. Он был уже хорошо известен как композитор, поэт, как интересный собеседник с весьма широкими интересами.  Вот соблазн, перед которым не устоял Жак-Жак. Плоды упорного труда Жан-Жака в деле самообразования на лицо  - он удивляет всех и умом и решительностью. Круг эстетических интересов Руссо становится,  весьма широк: народная самодеятельность и аристократические произведения, простенькие романсы и большие оперы, драмы и трагедии, стихи и прозы. 

Руссо не оставил специального труда, где были бы изложены его эстетические принципы, но их можно проследить почти   во всех произведениях, как теоретических, так и художественных. Эстетику Руссо определяют как «сентиментализм», что допускает не только «чувствительность», но и пылкую страстность. Во всех родах и видах искусства Руссо желает одного: «за какой бы сюжет ни брался художник, пусть не связывает крылья воображения рассудочными теориями и догматическими правилами, пусть образы его всеми чертами своими будут естественны, правдивы, тогда они будут волновать, доставлять наслаждение».   

Поэты периода сентиментализма отмечали то особое состояние, в которое погружается человек испытывающий наслаждение общения с природой. Любуясь красотой  природы, писал Руссо, «я испытываю удовольствие, освобождаюсь от гнета отрицательных эмоций, погружаясь в мир грез, ощущаю умиротворение». «Культ природы»  - стержень эстетики Руссо. Ощущения счастья в соединении с природой, было названо Руссо «чувством природы»  - умение ощущать очарование ее живописных и световых эффектов, ее величие как необъятного целого и прелесть единичных ее явлений. Нет сомнения в том, что ощущать всю привлекательность, красоту, величественность  природы имеет способность человек, испытывающий, по крайней мере  -  радость чувств.    

В одной из ранних своих поэм, отдельные строки, которой здесь приведены Руссо  воспевает «Сад в Шарметтах»: 

……Под ветра свист, и гром, и блеск над головою – 

       Равно я участью довольствуюсь своей

       И счастья не могу желать себе полней. 

                                                                                                                Перевод А.И. Исаевой.

В человеческом существе «природа»   - это богатство вольной фантазии, писал Руссо. Своей фантазии он придавал большое значение в  жизни. Ненужно доказывать, что большую  способность к фантазиям имеет человек особого склада. Как писал, Стендаль, душа, которая под влиянием любви, ревности, болезни, и войны познала минуты страха, и безмолвного счастья, презирает как непонятный каприз спокойное и сытое счастье.  Человек, который ни разу в жизни не испытывал острых и сильных впечатлений, и не захотел бы с ними столкнуться, не будучи к ним подготовленным. 

Теперь мы видим Руссо не только увлеченного самородка в области музыки и литературы, а человеком, глубоко задумавшимся  над общественным устройством. Скоро он поймет,  что в современном ему обществе «во всех состояниях,  за сильного -  всегда отвечает слабый».  Тверды и последовательны его демократические убеждения. Что Руссо является одним из самых глубоких мыслителей своего времени, стало ясно, когда появились напечатанными его « Рассуждения», иначе их называют «Трактаты».  

Руссо не хочет обретать счастье  в покое и благополучии,  лишь в борьбе теперь его смысл жизни. Теперь видит главную цель общества в развитии разума, в просвещении его. 

Он сознательно  отказывается от личного счастья, заявляя, что оно не возможно, пока несчастен народ. Это было счастье другого рода – удовлетворение от возможности сделать счастливой жизнь других – угнетенных. Об этом виде счастья хорошо известно по литературе, и о нем мечтали многие «передовые»  люди.  Сострадание становится для Руссо источником всех благородных порывов и всех социальных добродетелей. «Что такое великодушие, милость, гуманность, как не сострадание, применённое к виновным или к человеческому роду вообще?  Человек, исполненный нежных чувств, или человек с «прекрасной душой» возводится в высший этический и общественный тип. Ему все прощается, с него ничего не взыскивается, он лучше и выше других, ибо «поступки — ничто, все дело в чувствах, а в чувствах он велик». Так Руссо чувствовал себя счастливым,  испытывая при этом душевные и физические страдания.  «Сострадание основано на способности человека, отождествлять себя с лицом страдающим; но эта способность, чрезвычайно сильная в естественном состоянии, суживается по мере того, как развивается в человеке способность размышлять и человечество вступает в период рассудочного развития»  - так писал Руссо. Руссо открывает в мире страдание. Страдание снова, как в средние века, становится основной нотой человеческой жизни. Страдание -  первый урок жизни, которому научается ребёнок; страдание есть содержание всей истории человечества,  убежден Русо. Такая чуткость к страданию, такая болезненная отзывчивость на него - есть сострадание. В этом слове - разгадка силы Руссо и его исторического значения.

Большинство передовых «революционных» людей своего времени, готовых бороться за счастье других людей, не производили  впечатления счастливых. И во многом не только из-за неприятия их идей,  они были гонимы благополучным обществом. Часто отталкивал от них такое общество -  это их «несчастливый вид». Такая участь коснулась и Руссо. Давно осудивший роскошь, Руссо одевается теперь возможно скромнее, почти нищенски. Но испытывая душевные страдания, он был счастлив, собирая цветы на маленьком «Острове тополей» посреди красивого озера, философствуя, размышляя о судьбах людей.  

В последний год своей жизни, когда Руссо окончательно уединился и писал « Прогулки одинокого мечтателя» он все больше погружается в свои воспоминания. Как писал Мюссе, приятные воспоминания могут быть иногда милее хорошего настоящего. И, наоборот, по мысли  Данте, нет большего страдания, чем воспоминания о приятных событиях. Что чувствовал и испытывал Руссо,  не спеша,  прогуливаясь по тропинкам среди тополей, сочиняя  «Прогулки одинокого мечтателя»  - можно судить по строкам: 

«В послеобеденное время, я давал полную волю своему праздному и беспечному нраву. 

Нередко, если было тихо, я, встав из-за стола, тотчас бросался в маленькую лодку, и выплывал на середину озера. Момент, когда я отчаливал, доставлял мне наслаждение, доходившее до дрожи, причину которого, я не умел ни назвать, ни понять. Возможно -  это было тайное ликование, при мысли, что я буду сейчас недосягаем. Нередко, пустив лодку по воле ветра и волн, я предавался беспредметным мечтам, быть может,  глупым, но не менее упоительным. Порой я восклицал в умилении: О, природа! О, мать моя! Вот я всецело под твоей защитой».

Счастье по разному воспринимается человеком, но стремление к нему сопутствует любому человеку. Руссо писал: «Жажда счастья никогда не иссякает в человеке». Осознание источника счастья своего творчества, как удовлетворение жизнью, осознание ее полноты в страдании,  сострадании людям,  сопутствовали на протяжении всей долгой жизни Руссо.  И в этом не может быть сомнения.  Писатель и историк Н.М. Карамзин развивал мысль о том, что путь к счастью людей возможен через любовь, нежность, добро и милосердие. Человек, писал он,  испытавший горе, не захочет его для других. Страдание и сострадание становится для Руссо источником всех благородных порывов и всех социальных добродетелей. Что такое великодушие, милость, гуманность, как не сострадание? – рассуждал Руссо. 

Жан-Жак Руссо является для жизни всего общества рождением гения, а  каждое творческое событие  - это труд, поиски, страх ожидания, страдание, и в тоже время восторг счастья для творца.  

________________________________________________________________________________

Используемая литература: 

1.«Исповедь» Ж. Ж.Руссо.

2.« Записки одинокого мечтателя» Ж. Ж. Руссо. 

3.«Жан-Жак Руссо Избранное»  И.Е. Верцман

4.«Мир психологии» научно-методический журнал, РАО МПСИ. 

2 октября 2013г

Контакты

Напишите или позвоните нам, если у Вас возниклики вопросы

  • +7 (4212) 21-98-29
  • сот. 8-962-501-1510 Светлана Леонидовна

ПЕРЕЙТИ НА КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ ИНСТИТУТА