Отчет о 17 встрече. Салтыков-Щедрин. История одного города

17 июля состоялась очередная встреча книжного клуба. На этот раз ее темой стала книга М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Произведение, которое задумывалось автором как остросовременный сатирический памфлет, не потеряло своей актуальности и в наше время. Наверное, поэтому все члены клуба прочли его с интересом, и каждый нашел для себя тему для размышления.


Открыть встречу было решено представлением работ участников, вдохновленных романом Достоевского «Бесы», обсуждавшимся на предыдущей встрече.

Соня продемонстрировала замечательно исполненную зарисовку, в которой собравшимся было непросто отыскать собственно «беса» (см. фото № 1). Соня рассказала нам, что «бесом», завлекающим человека в пропасть, могут стать и иллюзии, заблуждения, бесплодные мечтания, уводящие от реальной жизни и истинных ценностей.

Мысль моей зарисовки (см. фото №2) проще: «бесы» - это не что-то, вредящее нам извне. Бесы – это наши собственные грехи и заблуждения, которые тем сильнее, чем щедрее мы их «кормим».

Обсуждение «Истории одного города» началось с моей попытки ответить на вопрос, почему со времен Салтыкова-Щедрина ничего не поменялось в общественном сознании русского человека? Наиболее вероятными причинами мне представляется разрыв между народом и властью, деление на «мы» и «они», спровоцированное нежеланием каждого из нас брать на себя персональную ответственность за судьбу страны.

Кстати, воспользуюсь возможностью сказать «спасибо» Соне, проиллюстрировавшей мою мысль яркой цитатой из книги, и Елене, которая очень уместно напомнила, что гражданское общество в России не имело достаточно времени для развития – у нас рабство-то отменили всего 150 лет назад!

Сама Елена выбрала интересную тему для обсуждения – она задала себе задачу осветить понятия «страдания» и «уныния», а также «смеха» и «радости» с точки зрения христианской этики. Елена старалась донести до нас, в чем она видит различия между очистительным страданием и убивающим душу унынием, а также почему смех бывает горьким или обидным, а радость – добра и светла. Мне запомнились слова Светланы о том, что впадая в уныние, надо помнить о близких, которых ты можешь им заразить. Один из выводов, к которым подвела нас Елена – необходимость соблюдать «гигиену души», отслеживая побудительные мотивы своих слов и поступков.

Соня заявила темой своего выступления вопрос «Почему мы так живем?» и попыталась ответить на него, исходя из результатов известных психологических экспериментов, показывающих, как легко человек может потерять все человеческое, бездумно подчиняясь вышестоящим авторитетам, добровольно отказываясь от ответственности за собственные действия. Еще Соня высказала мысль о том, как важно помнить и документировать историю – хотя бы для того, чтобы не наступать бесконечно на одни и те же грабли.

Выступление Светланы было посвящено различию в мышлении и восприятии мира у городского жителя и жителя сельского. Она заметила, что близость к земле, к природе формирует более здоровый и цельный психологический тип, чем жизнь горожанина, оторванного от основ. Возвращаясь к «Истории одного города», Светлана по-новому прочла завершающий абзац произведения. По ее ощущениям, не только градоначальник в финале испарился, но и горожане, глуповцы, исчезли вместе с ним, окончательно оторвавшись от земли.

Завершало наши дебаты выступление Виктории, посвященное поискам истоков глупости – ведь именно эту цель заявлял во вступлении автор «Истории одного города». Иллюстрируя свою мысль цитатами из произведения, Виктория показала, что корнем глупости может выступать не столько врожденная интеллектуальная слабость, не только такие отрицательные черты, как гнев, зависть, бессмысленная жестокость, но, как ни парадоксально, даже и такая, казалось бы, безусловная ценность, как любовь. Для меня это утверждение осталось не до конца понятным, однако со следующей мыслью, высказанной Викторией, соглашусь полностью: беда глуповцев – в отсутствии воображения, стремления к творчеству, в отсутствии высокой цели в жизни.

В завершение встречи собравшиеся затронули вопрос – если глупость в мире существует, значит, она для чего-то и нужна? Осталось понять, для чего! 

И, заканчивая свой отчет, хочу поблагодарить всех участников за вдумчивую подготовку к встрече, а также за спокойную атмосферу беседы и доброжелательное отношение друг к другу. Надеюсь, подобный стиль станет доброй традицией встреч книжного клуба!

Рисунок Сони

 

 

Рисунок Галины

 

 

Рисунок Маши

Комментарий Маши к рисунку:

“Здесь изображена рука продавщицы. Эту руку я увидела в мерзком магазинчике в подвальном помещении, где все в три дорого, когда покупала очередное успокоительное - шоколадный батончик. Оберток у меня от него не осталось, поэтому я приклеила фантики от плавленного сыра, но не в том суть. 


Этот бес называется - чревоугодие. Это то, на что я стала обращать особое внимание. Самый, на первый взгляд, безобидный такой бесик, никому кроме себя плохо не делаешь, тянешься за очередной конфеткой и вроде даже настроение себе повышаешь. На самом деле - это мой способ убегания. Водка, вроде, совсем плохо, сигарета тоже осуждаемо. Вот пирожное - можно. А суть одна.
Еще я читала, что через чревоугодие залезают и другие бесы. Чревоугодие - это самолюбие, самотешение а отсюда и тщеславие и гордыня и т.д.

Чревоугодие делиться на переедание и лакомство. Переедание - это недоверие Богу, страх, что завтра еды не будет. Лакомство, на мой взгляд, это неудовлетворенность своей жизнью, неудовлетворенные амбиции. Все плохо, так хоть вкусненько поесть.
Почему нам не нравятся полные люди? Потому что их полнота - есть следствие переедания, самый простой грех - самое видное следствие. Убийцу или вора сразу на улице не видно, а вот пьяницу или обжору, из далека. Может я сейчас о примитивном, но нельзя отвергать тот факт, что это самый распространенный грех”.

Отчет подготовила Галина Бородина

Контакты

Напишите или позвоните нам, если у Вас возниклики вопросы

  • +7 (4212) 21-98-29
  • сот. 8-962-501-1510 Светлана Леонидовна

ПЕРЕЙТИ НА КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ ИНСТИТУТА