Светлана Сабурова. Исцеляющая сила любви. (По роману Альфреда де Мюссе “Исповедь сына века”)

«Тот кто в расцвете юности вышел прекрасным свежим утром из дома возлюбленной и за кем обожаемая рука бесшумно закрыла дверь, кто шел, сам не зная куда, взирая на леса и равнины, кто не слышал слов, обращенных к нему прохожими, кто сидел на уединенной скамейке, смеясь и плача без причины, кто прижимал руки к лицу, чтобы вдохнуть остатки аромата, кто вдруг забыл обо всем, что он делал на земле до этой минуты, кто говорил с деревьями на дороге и с птицами, пролетавшими мимо, кто, наконец, попав в общество людей, вел себя как счастливый безумец, а потом, опустившись на колени, благодарил бога за это счастье, - тот не станет жаловаться, умирая: он обладал женщиной, которую любил» («Исповедь сына века»)


«В жизни бывают увлечения, которые будоражат мозг и чувства, ум и сердце. Но есть такая любовь, которая не волнует, — она проникает в глубь человека и умирает лишь вместе с существом, в котором пустила корни» («Исповедь сына века»)



Исцеляющая сила любви.
(По роману Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»)

Прошедшие столетия были отмечены повышением интереса ученых и писателей к проблеме отношений «личность-социум», «личность – личность», « Я – другие» , «Я – Я». Актуальность этой темы не только остается, но и возрастает. К числу основных причин актуализации этой проблемы относятся соответствующие изменения, которые произошли в современном обществе и, прежде всего в характере организации самих отношений. Отчуждение множества людей друг от друга, где основными причинами актуализации этой проблемы является активный распад традиционных форм коллективной жизни, нивелирующих индивидуальность, определяет актуальность проблемы. По мнению многих ученых и писателей человек, включенный в самые разные деятельности, начнет внутренне принимать конкретных «других» как необходимую жизненную ценность. Ей выступает деятельное оправдание своего существования перед лицом Близкого Другого. Личность развивается в потоке жизни как эффект подвижного единства многих отношений, через отношение к вещам, к природе, к другим, к знанию и науке, к своей личности, к себе, к любви. В любом случае осмысленность человеческого существования основывается на единственности и неповторимости человеческой личности. В сложной системе человеческих отношений центральное место занимали, занимают и будут занимать отношения в любви. Как целостная система, человек легче всего себя проявляет в отношениях любви, где обнаружение подлинной личностной сущности происходит быстрее и точнее, чем в каких - либо отношениях иного рода. При этом, природа любви, возможно, всегда будет оставаться для человека загадкой, и это самая приятная из всех существующих загадок мира.
Настоящая работа посвящена проблеме понимания данного феномена любви в сюжете романа Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века». В настоящее время о любви написано масса книг, тем не менее, особенностей отношений любви и поведения в любви, как какое - то понимание данного феномена жизнесуществования людей вызывал неисчерпаемый интерес у жудожников, писателей, поэтов, ученых во все времена и по сей день.
Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» — яркий образец жанра психологического романтического романа. Говорят, что в романе отразились личные отношения Мюссе и выдающейся писательницы Жорж Санд, но название произведения показывает, что в образе главного героя Октава он воспроизводил типичные умонастроения молодых людей своего времени. Кажется, что Мюссе повествует нам о крушении идеалов, потери духовности, «искаженном» поколении, лишенном доброй материнской любви в посленаполеоновской поствоенной Франции. Но темой любви, пронизано все гениальное произведение, словно тонкой нитью окутан истинный смысл романа во всей его ценностной полноте. Писатель Мюссе-романтик сосредоточен на изображении внутреннего мира человека, как весь мир для него становится шире и глубже, как он расцветает под лучами тех ценностей, которые видит лишь любящий человек. Мюссе показывает индивида как «сына века», сформированного своей эпохой, что сближает психологический роман 19 века с реалистическим психологическим образом жизни современного человека.
Как было отмечено, особый интерес помимо гениальности сюжета романа вызывает тема любви, в которой очень ясно отражено волшебство и милость чувства. Чудесной любви, как живительной силе, способной излечить самые глубокие душевные раны человека.
Рассуждая о любви в романе мы будем иметь ввиду именно подлинную любовь, т.е. ту, которая не ослепляет человека, а делает зрячим, таким, как его создал Бог, и таким, каким он может стать, не смотря на любые даже самые сложные испытания судьбы.
20 летний Октав - Дитя «искаженного» века – предстает перед нами влюбленный наивно, страстно в искушенную опытную особу. Разочарования, принесенные предательством, кажущейся взаимной любви болезненно ранят душу юноши. Чистой душой, открытой чувствам он еще не знает, что такое боль и страдания. Не возможно не сопереживать герою. Динамика эмоциональных реакций описана автором произведения очень психологично ярко и показательно.
Отрицание невыносимого знания о предательстве, с одной стороны служит охранной функцией для психики Октава, но пагубно блокирует подключение личностного психологического ресурса выхода из сложившейся кризисной ситуации, с другой. Ощущение несправедливости буквально изъедают психику Октава. Вслед за круговертом болезных переживаний событий измен, неизбежно наступает фаза иступляющей агрессии. Герой пытается найти причины измены, но не находит их. Обвиняет других, но все безутешно. Конечно, в основе такой реакции лежит страх. От истязающих чувств страха и агрессии, герой находит выход в дуэли. Несущественное ранение в результате дуэли переключает боль психологическую - на физическую. В этом есть не долгое избавление от невыносимой душевной боли.
Резервы психологических сил героя исчерпаны. Октав прекращает борьбу с несправедливостью и обманом. Теряет смысл в жизни, и изнывающая тоска одолевает юного Октава. В результате, Октав принимает свою судьбу, вступая в сговор с ней.

Забвенье

Под влиянием «приятеля» доктора Дежене, циничного, опытного и искушенного человека, Октав отказывается от своих идеалов, меняется, становится расчетливым и холодным душою.
И здесь, казалось бы, можно поставить точку в собственном « исцелении» главного героя. Но Мюссе показывает нам, как герой до конца исчерпывает болезнь века, которая предоставила ему судьба и новые испытания. Автор романа ярко описывает, в какую безнравственную лагуну засасывает молодого героя, показывая читателю, типичные умонастроения молодых людей своего времени - крушение идеалов, «неизъяснимое беспокойство», высокомерие. Мюссе повествует нам о том, что люди разделились на два лагеря: «восторженные умы... замкнулись в болезненных видениях», а «люди плоти... знали одну заботу — считать свои деньги». Говорит о том, что в такой атмосфере и развивается болезнь всеобщего разочарования, безнадежности и отрицания. «И вот молодые люди нашли применение своим праздным силам в увлечении отчаянием». Очередное "потерянное поколение" автор называет «каплями горячей крови, затопившей Землю, встревоженной юностью, усевшейся на развалинах мира». Применительно к нашей эпохи мы видим, что история удивительно, просто пугающе современна. Существование без идеалов, жизнь, полная удовольствий, оборачивается неизбежно духовной пустотой.
Октав познает все возможные наслаждения, приобретает качества циничного человека и смотрит на мир свысока... Но за маской «зрелого» циника не спрятать почти детскую жажду быть любимым и любить, не заставить превенциям событий судьбы успокоить чистую душу и пытливый ум юного Октава. Внутренние противоречия разрывают его, сводят с ума, заставляют не смиряться с праздностью жизни и блеклым существованием каждодневных утех. Герой решает покинуть прежнее бездарное существование в затянувшем его мраке лживости, черствости продажности. Но, можно ли, будучи, преданным однажды, снова научиться доверять? Безусловно, гибкий человек переносит ситуацию отвержения и неразделенности без существенных травм и без значительных потерь для своего представления о себе (« Я – Образа»). Чистая молодость, крепкое психологическое здоровье, психическая уравновешенность, благоприятный личностный склад Октава способствовал не утрате самоуважения и эмоциональной деструкции, а повышению жизненных сил, готовности к самоанализу, переоценке жизненных смыслов, нахождение радости и полезности в собственном существовании. С невероятным юношеским максимализмом Октав применяет все возможности наладить свою жизнь в русле позитивного развития. Мы видим, как процесс смысловой динамики превращается в процесс рождения новых и изменения (коррекции) смысловых образований прежних, в ходе жизни личности героя, в ходе смены его вида деятельности.

Бригитта

Искренность, душевность, стойкая непоколебимость духовным идеалам Бригитты – девушки, встретившейся на пути Отава – будоражат чувства героя. С неожиданным удивлением для себя он чувствует, что хочет сохранить связь с девушкой. Конечно, простая влюбленность делает человека в какой-то степени слепым. И не избежать было участи слепоты Октаву. Он хочет, что бы любимая Бригитта принадлежала «только ему», почти мазохистически все мысли влюбленного Октава кружатся вокруг его былого несчастья. Вместо того, что бы оставаться открытым богатству шансов любовной жизни, он временами замыкается в себе, истязая себя и Бригитту. В тяжелом оцепенении взирает он на свое переживание, не видя больше жизни вокруг себя. Для него важна надежность – вместо готовности. Он не может уйти от одного несчастного переживания, так как не хочет пережить второе. И, кажется, он разрушает любовь…..
Давайте отвлечемся от ошибок Октава.

Исцеление

Известно, что ценности творчества реализуются в виде успехов или достижений, которые всякий раз взаимообусловлены социально. Сообщество как объект, на который направленно человеческое творчество, придает человеческой единственности и неповторимости экзистенциальный смысл. Но сообщество может быть и тем, на что направленно человеческое переживание - союзом двух любящих людей. Давайте отвлечемся от любви в более широком смысле этого слова, а обратимся к эротической любви. В этом случае она представляет собой то поле, на котором особенно хорошо реализуемы ценности переживания. Любовь является переживанием человека во всей его единственности и неповторимости. Кроме пути, на котором неповторимость и единственность человеческой личности выражается через реализацию ценностей творчества, т.е. более или менее активно, есть еще второй путь, пассивный, на котором все то, что человек, как правило, должен добывать благодаря затраченному труду, дается ему в руки просто так. Это путь – быть ЛЮБИМЫМ. Для Октава, любовь Бригитты была не заслугой, а милостью. В этом и заключалось волшебство любви. Целительное волшебство любви! Для любящего человека она придает дополнительную ценность собственной жизни. Любовь Бригитты к Октаву повышала восприятие всей ее шкалы ценностей. Любовь Октава была раскрыта в его душе как мир во всей его ценностной полноте. Не возможно не излечиться от любой душевной болезни посредством такой исцеляющей любви! В своей преданности любимому Октаву Бригитта, внутренне обогащалась, и обогащала всего любимого.
Мы не можем говорить о любви без затрагивания темы сексуального влечения. Это было бы неправильно, тем более кульминация произведения предполагает разобраться в вопросе была ли любовь любовью.
Так, по мнению Виктора Франкла простое удовлетворение сексуального влечения предполагает удовольствие, эротика влюбленного предполагает радость, любовь предполагает счастье. В этом дает о себе знать увеличивающаяся интенциональность. Удовольствие - это чувство, состояние. Радость же интенциональна, то есть на что –то направлена. Счастье имеет определенное направление – на собственное воплощение. Так счастье приобретает характер достижения. Счастье не только интенционально, но и продуктивно, то есть человек в своем счастье может «реализовать себя». Так мы приходим к пониманию смысла аналогии счастья – страдание.
Возвращаясь к смыслу произведения, хочется отметить, как автор тонко показывает нам, как ценны чувства двух любящих людей. Бригитта и Октав расстаются, но расстаются любящими людьми. Октав излечился любовью Бригитты, он покидает город, оставляя свою возлюбленную с более достойным для нее мужчиной, и нет печали в этом. Так это или нет – ответит на этот вопрос читатель для себя сам. Но точно то, что в страдании - есть достижение. И Октав достиг полноты жизни, зрелости и опыта. Способность к истинному чувству любви раскрыла огромный мир ценностной полноты в личностях Бригитты и Октава, открыл новую грань полную тайны, единственности и неповторимости их душ.

Контакты

Напишите или позвоните нам, если у Вас возниклики вопросы

  • +7 (4212) 21-98-29
  • сот. 8-962-501-1510 Светлана Леонидовна

ПЕРЕЙТИ НА КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ ИНСТИТУТА