Виктория Касьянова. Портрет “неполноценного” человека Осамы Дадзая
Говорят, японцы верят, что внешность человека есть прямое отражение его души. Осаму Дадзай (“Исповедь “неполноценного” человека”) также всячески подчеркивает связь портрета героя в разные периоды его жизни с “течением” его судьбы. Однако, в такой длительной временной протяженности образ героя распадается на фрагменты, которые трудно собрать вместе. Сделать это — моя задача.
Портрет “неполноценного” человека
Так выглядел “неполноценный” человек в представлении Осаму Дадзая.
Я лишь попыталась реконструировать его образ на основе фрагментов текста.
Фрагмент первый. “И, наконец, третий фотоснимок, самый удивительный... То ли печать смерти, то ли нечто другое, заменяющее выражение лица и довлеющее над производимым им впечатлением (попробуйте представить себе прикрепленную к телу человека морду вьючной лошади) — во всяком случае, было в этом человеке что-то, из-за чего невольно вздрагивал каждый, глядевший на фотографию, омерзение вызывала она у всех”.
Фрагмент второй. “Я снял с полки альбом Модильяни и показал Такэичи картину, на которой была изображена бронзово-загорелая женщина.
– Вот это да! — воскликнул потрясенный Такэичи.
– Напоминает лошадь из преисподней.
– Нет, все-таки привидение.
– И мне хотелось бы писать такие привидения... — вырвалось у меня”.
Фрагмент третий. “И вот... я приступил к работе над автопортретом. Получилась вещь трагическая, от портрета мне самому становилось не по себе. То был я — тот я, которого сам же старался поглубже упрятать, тот я, на губах которого всегда скользила ухмылка, я, веселящий всех вокруг, но с душой, которую гложет вечная тоска“.
Лошадиной душой обладал этот забредший с того света человек, ее нам и оставил.
Виктория Касьянова, Март 2013 г.