Записки ведущей книжного клуба

 

Дорогой друг, читатель, участник нашего клуба, гость!
Этот раздел находится в стадии разработки и, может быть, в этом состоянии будет находиться еще долго. И вот почему. У меня, как у ведущей клуба, появляется много мыслей, связанных с чтением как таковым и с нашим клубом в частности: о писателях и читателях, о чтении и культуре чтения, о взаимоотношении психологии и литературы, о художественном творчестве, о трудностях развития клуба, о моих надеждах и разочарованиях, связанных с пониманием моего места в клубе. А, поскольку эти мысли возникают день ото дня, их можно публиковать также постепенно. Это не будет меня сильно утомлять, а у читателя сложится представление о клубе больше как о процессе, нежели как об незыблемой глыбе, не подвластной никаким изменениям. Читатель, зашедший случайно на эту страницу, может сравнить свой образ мысли и мой и сделать более определенный вывод о том, присоединиться ему к клубу или нет, принимая во внимания, что в нем есть другие участники, и ведущая я в нем только на время.

Порядок записок не имеет значения и может меняться.

С уважением, ведущая книжного клуба Касьянова Виктория Александровна

15 сентября 2013 года

*** 

ЗАПИСКИ ВЕДУЩЕЙ КНИЖНОГО КЛУБА


Почему мы бы нам не пойти вверх? Томас де Квинси, чтобы только быть рядом с обожаемыми им поэтами, Кольриджем и Вордсвортом, переселяется к ним в край озер на север Англии на целых 23 года! Почему мы так часто идем вниз, когда душа просится вверх? (14.09.2013)
......................................

(14.09.2013)

.......................................

Профессия — читатель. Участие в книжном клубе требует значительных усилий. Большинство приходит на первое занятие под влиянием потребности в новизне, но сталкиваются с необходимостью работы: нужно не только прочитать книгу (желательно несколько раз), но делать это регулярно. Это приближение к миру чтения напоминает начало обучения игре на музыкальном инструменте. Ученик входит в класс с ожиданием чуда. Он верит, что стоит только прикоснуться к инструменту, как пальцы заиграют сами. И точно: он берет первый звук, потом второй, кажется, сейчас польется музыка, он видел, как музыканту это легко удается, но этого не происходит. Ученик разочаровывается, часто навсегда. Чтобы получить пользу от чтения, так же как и от обучения музыке, необходима медленная, ежедневная, часто утомительная подготовка. В среднем процесс музыкального образования занимает восемнадцать лет. Кто готов столько же времени потратить на приобретение профессии читателя? 

Фрейд и бездуховность. Фрейда часто обвиняют в бездуховности, однако, такие выводы могут возникать при невнимательном чтении. Действительно, в работах Фрейда яркими “психофизиологические” теории часто затмевают менее броские, как бы проходящие вскользь, но от этого не менее важные идеи. В опровержение обвинения Фрейда в бездуховности приведу один “теневой” фрагмент из его работы "Неудовлетворенность культурой": “Мера интериоризации предписаний культуры — популярно и ненаучно выражаясь, нравственный уровень ее участников, — не единственное духовное благо, которое надо принимать в расчет при оценке культуры. У нее есть и другое богатство — идеалы и творения искусства, то есть виды удовлетворения, доставляемые теми и другими”. — Отсюда видны ценности Фрейда, а именно: нравственный уровень, идеалы и творения искусства — есть благо. Еще одна важная идея — идеалы приносят удовлетворение. А человек, лишенный их, может испытывать страдания. Значит, не только удовлетворение физиологических потребностей, по мнению Фрейда,  движет человеком, но и поиск идеалов. Такое представление о человеке далеко от бездуховного. 

Бедный духовно. В выражении “Если ты такой умный, то почему такой бедный” следует добавить одно слово — “Если ты такой умный, то почему такой бедный духовно”. (15.09.2013 ) 

..................................................

Могила Блока. Прогуливаясь в этом году по Смоленскому кладбищу Санкт-Петербурга, случайно наткнулась на могилу Блока. Одно имя, нет унизительных дат, и все всем ясно. 

 ................................................

Опора в небесах. В чтении мы ищем слова, которые перевернули бы нашу душу... вниз головой, чтобы ногами найти опору в небесах. (15.09.2013) 

О зависти к Христу. Зашел разговор о зависти. Я сказала: “Можно испытывать зависть к любому, в самом ничтожном человеке есть что-нибудь, чему можно завидовать. Даже больному, мертвому ("и живые позавидуют мертвым"), бедному (здесь я стала сомневаться), праведнику (я стала повышать голос); даже Христу можно завидовать!” (заключила я, чувствуя, как из-под ног уходит почва). Воцарилась тишина, потом кто-то засмеялся и сказал: "Уж Христу я ни за что ни стала бы завидовать”. 

Непомерное требование Эдгара По. “Ответьте мне немедля. Уверьте меня в том, что жить стоит, что жить нужно, и Вы докажете мне свою дружбу” (из письма Эдгара По к Джону Кеннеди, 11 сентября 1835 года). Кто бы смог выдержать такое непомерное требование?  Следовательно, друга нет. 

Символ исповеди. Из Петербурга я привезла значок, который купила в Эрмитаже на память о музее. Купила, особенно не задумываясь, почему именно его, очень торопилась,  позже стала рассматривать, пытаясь понять, чем же он меня привлек. Неужели же я буду носить это голое тело на своей одежде? Хотя, почему бы и нет, это искусство, похоже — Матисс. Говорят, не бывает ничего случайного, значит, к нему меня привел какой-то тайный смысл, к тому же рядом лежали другие значки, и можно было выбрать. Ну, конечно! Обнаженный человечек – это человек исповедующийся. Без лжи и прикрас, абсолютно чистый. И при этом — какая уязвимость! Это и есть сама искренность, сама исповедальность. Символ исповеди. (16.09.2013) 

..............................................................

17  сентября 3013

Lexicon. Мне приснился сон. В подарок я получила книгу с названием “Lexicon”. Лексикон в переводе с латыни означает богатый словарный запас. Выходит, не было у меня богатого словарного запаса, но теперь будет. Не найду в нем слов, чтобы выразить, как я рада! 

.............................................................................

18 сентября 2013

 Художественная литература отвечает на вопросы тех,  кто находится выше проблем социально-бытовой адаптации. 

Любит человек думать о себе, говорить, о себе, так он устроен. На книжном клубе нужно говорить не о себе, изучать не себя. Вот где происходит настоящее испытание эгоизма.

Просить милостыню у древних монахов считалось полезным для возвышения духа, а просьба капли внимания тоже возвышает дух? 

С одной стороны — друг познается в беде, с другой —  познание друга означает приход беды. Может быть,  Христос распял себя, чтобы лучше познать своих друзей?  

Сила любви. Книгу Оскара Уайльда “ Из глубин. Тюремная исповедь ” я купила десять лет тому назад. Она произвела на меня такое ошеломляющее впечатление, так потрясли меня страдания автора и сила его любви, что я пошла и купила вторую точно такую же книгу в надежде подарить ее тому, кого я буду любить так же сильно, как Оскар Уайльд любил свою любовь. С тех пор книга лежит. Я ее не подарила...  

 
..............................................................................................
19 сентября 2013
 
 Неинтерес к чтению может быть вызван недостаточной активностью воображения —  ленью воображения. Необходимо представлять не только мысли, но и чувства героев — все это требует больших энергетических затрат. Чем сложнее текст, тем сложнее его воображаемое отражение. Работа в качестве зеркала – тяжелый труд.   (19.09.2013)
........................................................... 
Почему наш клуб называется “Кабинет глубинной психологи”?  Во-первых, слово кабинет указывает на  место.  Ценность человеческой  личности представляется настолько высокой, что для нее просто необходимо выделить особое место.  Во-вторых, слово кабинет несет значение библиотеки, прежде всего старинной. Древнее знание – ценное знание, и любая книга, которая  старше читателя на  сто лет, может считаться древней. Вначале нужно восстановить знание, имеющееся в книгах, чтобы сметь к нему добавлять новое. В изучении глубин человеческой личности следует опираться именно на такое знание. В-третьих, кабинет – это собрание, смею надеяться,  достойных людей, по аналогии с “кабинетом министров”. Еще одно важное замечание: кабинет это место, которое может менять свое положение, не изменяя своей сущности —  где бы мы не находились, мы всегда остаемся  в своем кабинете ( в широком метафизическом смысле). Хочу также обратить внимание, что наш клуб находится в помещение Дальневосточного Института Психологии и Психоанализа, и название кабинета органично вписывается в содержание и деятельность института.   Название “Кабинет глубинной психологии” было предложено мной Галине Леонидовна Пучковой и горячо ею принято. Клара Ивановна Воробьева, поддерживая идею клуба, не высказала возражений против такого названия также. Я лично выносила это название в процессе своей духовной эволюции, при горьком осознании того факта,  что места для духовной жизни в нашей жизни почти не осталось. Такова вкратце истории названия книжного клуба “Кабинет глубинной психологии в стенах института.   (20.09.2013)
.................................................................
21 сентября 2013
 
Кто может извлечь пользу из нашего клуба? Тот,  кто,  с одной стороны — глубоко осознает свое невежество, видит в нем корень своих проблем, с другой — верит в то, что великие мысли великих людей способны  его излечить.  Отрицающий узость своего кругозора,  тщеславный,  свысока относящийся  к духовным идеалам человек  не сможет извлечь пользу из нашего клуба. 
 
Философы в афинской школе Платона во время занятий чувствовали себя свободно: они прогуливались по саду, присаживаясь на ступени в тени деревьев, иные — возлежали. Мы же во время книжных встреч сидим в кругу, боясь пошевелиться. Интересно, а что если попробовать  провести занятие в движении, перемещаясь вдоль столов и стульев, словно между деревьев. Может, тогда к нам вернется утраченное веками упоение беседой? 
 
 
 
Рафаэль. Афинская школа 
...................................................................................................

22 сентября 2013

Больше всего мне бы хотелось научиться подслушивать в диалоги великих, которые разговаривают друг с другом языком своих произведений. 

...........................................................

29 сентября 2013

Существует ли потребность говорить правду? У Руссо читаю: “Я рассказал историю моей юности с правдивостью, удовлетворяющей мое сердце”. 

Нужно открыто признавать свои недостатки, тогда тебе простят достоинства. Может, для этого пишутся  исповеди?  

Страшно жить завтра. Оно все больше и больше отдаляет нас от того прекрасного, что было создано вчера. 

Исповедь — это одиночество, вынесенное на поверхность. 

..............................................................................................................................

Маленькие исповеди (восемь дней недели) 

Правда, что когда меня мучает эгоизм, я хочу, чтобы он был вырван с корнем. Но тогда я боюсь, что от меня ничего не останется.

Правда, что я люблю людей находящихся в состоянии растерянности.

Правда, что бытовые вопросы вызывают во мне тупую боль. 

Правда, что я почти убеждена, что люди уходят от меня в тот момент, когда я им солгала

Правда, что когда перед сном я успеваю сказать себе хоть пару ласковых слов, мне становится смешно. 

Правда, что я нигде не чувствую себя дома, кроме как в сновидениях. 

Правда, что когда у меня все хорошо, о недостатке правды я забываю.

Правда, что иногда завтра кажется мне лучшим, чем вчера,  и замалчивать это было бы неправдой. 

...............................

30 сентября 2013

Действующие лица пьесы Горького “На дне” — несколько босяков без имен и речей. Действительно, на дне. 

Углубляться — это значит возвращаться к одному и тому же снова и снова.

Чем тоньше человеческие связи  с реальным миром тем ажурнее полотно жизни.

Даже в самом поверхностном разговоре встречаются элементы глубины. Надо только подождать. Разговор так, ни о чем, не могу найти себе в нем  места. Вдруг кто-то спрашивает: “Кто такая Брунгильда, это из “Волшебника изумрудного города?” “Нет, — отвечают. — Там Бастинда”. По-моему, это из нибелунгов, но не вступаю в разговор с полузнанием. Потом в словаре узнаю, что Брунгильда — это  наказанная сном скандинавская валькирия. Удивительно, что  и в этом поверхностном разговоре под именем Брунгильда всплывает моя любимая  тема о снах, всплывает не случайно, потому что все и всегда связано с глубиной, даже поверхность, а сон — это очень глубоко. 

“Отныне говорить не по писаному, а токмо своими словами, дабы глупость каждого всякому была видна”, — Петр Первый.  (Прим. автора. Не видна глупость и после этого).

Как ложка дегтя портит бочку меда, так и одна мысль о смерти отравляет всю жизнь. 

Говорят — в литературе новых смыслов нет. Но ведь и старых не знают.

.....................................................................................

1 октября 2013

У Карла Ясперса в книге “Введение в философию” есть совет для тех, кто хочет овладеть философией, но не знает с чего начать — выбрать понравившегося философа, одного единственного, и досконально изучить его. Борьба моих мотивов разворачивалась между двумя фигурами: Платона и Бердяева. Но тонкое чувство самой себя указывает на Томаса де Квинси. Я почти убеждена, что из мрака веков говорит он только со мной, одной из тех парий, царство которых во владении Mater Tenebrarum. Не только чувство, но и долг перед своей душой требует от меня изучить его творчество со всей тщательностью. Он называет себя философом. Я назову его религиозным философом. Религия его — сны.

..................................................................................................................

3 октября 2013


В короткометражном фильме Леха Маевского “Стеклянные губы” женщина рождает камень. Все, кто с каменными душами ходят, дети той женщины. 

Человеку где-то в глубине души  велено быть свиньей. Если он этому сопротивляется, то страдает.

Психология переводится как  наука о душе. Но не о духе!

Часто люди, говорящие, что не имеют смысла в жизни, способны видеть смысл вещей гораздо глубже тех, кто утверждает, что 

этот смысл имеет. 

Каждый человек подобен музыкальному инструменту. В этом убеждает соответствие формы тела и голоса человека. Люди с похожими формами имеют сходные голоса.

Понравилось: “Градус пережитого трансформирует личную эмоцию в общечеловеческую” (Сати Спивакова с телеканала “Культура”).

Люди желают видеть изнанку жизни, как изнанку полотна, на котором вышита их жизнь, хотят понять, как сплетаются нити, где завязаны узелки, откуда ведут начало клубки. Отсюда тяга человека к потустороннему. Потусторонний мир – это  изнаночная сторона нашей жизни. Она неприглядна и запутана.

Начиная вдохновлять бесплодную землю, рискуешь вырастить сорняки. 

Дело не в том, что люди играют роли, а в том, что они играют их плохо. (Один артист был жалок в роли Мефистофеля).

..........................................................................................

4 октября 2013

Признак хорошей книги. Если сразу после нее другая, какой бы хорошей объективно она не была,  кажется плохой. 

Какие неинтересные и тоскливые сны. Стоит ли такая жизнь того, чтобы из-за нее кончать жизнь самоубийством?

Плохо говорят на неродном языке. Всегда отличишь того, для кого язык — чужой. Не есть ли в таком случае косноязычие признак жителя инобытия, неизвестной для нас страны, залетевшего  в этот мир случайно?

Как добиться напряженной работы мысли? Следует задавать глупые вопросы. Чем глупее вопрос, чем больше стыда испытываешь. Чем больше стыда испытываешь, тем напряженнее работает мысль. 

..................................................................................................

7 октября 2013

Иногда свое место в этом мире можно найти только на “Корабле дураков”.


Босх. Корабль дураков  

.................................................

8 октября 2013

Книга отвечает на любой вопрос. Только вопросы должны быть поставлены заблаговременно. Не буду скрывать, деятельность клуба меня беспокоит. Почему психологи оказываются равнодушными к  художественной литературе? Ответить на этот вопрос затрудняются даже они. Со мной происходило то же, когда я обучалась психологии — беллетристика вызывала отвращение. Ответ пришел из рассказа И.С. Тургенева “Алексей Колосов”:

“ – Поверьте мне, самый плохой рассказ гораздо дельнее самого отличного рассуждения. 

– К делу! к делу! — возопили мы. 

– Я вижу, господа, вы не любите приятного и придерживаетесь единственно полезного”. 

.....................................................................................

18 октября 2013

Воображаемый диалог Сомерсета Моэма и Андрея Тарковского (литературный коллаж)

С. Моэм: “Только поэт или святой способен поливать асфальтовую мостовую в наивной вере, что на ней зацветут лилии и вознаградят его труды”.

А.Тарковский: “Так, мой мальчик, а теперь иди сюда и помоги мне. Когда-то, давным-давно, в одном православном монастыре жил монах по имени Памве. Он посадил сухое дерево на горе такое, как это. А своему послушнику Иоанну велел поливать его каждый день до тех пор, пока оно не оживёт. Подай мне пару камней. И вот, каждое утро на заре Иоанн наполнял ведро водой и отправлялся в путь. Он взбирался на гору и поливал сухой ствол, а вечером, когда темнело, возвращался в монастырь. И так продолжалось целых три года. Но в один прекрасный день Иоанн поднялся на гору и увидел, что его дерево всё покрыто цветами! Что не говори, а метод, система - великое дело! Знаешь... порой... я говорю сам себе, что если каждый день в одно и то же время делать какое-то одно и то же дело, как ритуал, непоколебимо, систематически, каждый день, точно в одно и то же время, то мир изменится. Что-то в нём изменится, иначе и быть не может! Скажем, просыпаешься утром, встаёшь с постели ровно в семь, идёшь в ванную, наливаешь из крана стакан воды и выливаешь его в туалет. Только вот это. От меня так легко не отделаешься…”

(В литературном коллаже использовались цитаты из романа С. Моэма (1874 —1965) “Луна и грош” и фильма А. Тарковского (1932 — 1986) “Жертвоприношение”).

.................................................................................

19 октября 2013

Сила и глубина мысли. Привлекла внимание фраза “сила и глубина мысли”. Долго думала, где эта мера, каковы свойства сильной и глубокой мысли. Спрашивала об этом многих, но ответа не получила. Поняла, что отвечать на свои вопросы человек должен сам. И вот спустя время пришел ответ. Сильная мысль — это мысль, которая разбивает любой аргумент, это истинная мысль. Глубина состоит в обнаружении самого важного. Глубина — это предмет мысли, а сила — ее доказательность. Таким образом, выбрать, а затем доказать самое важное и значит проявить силу и глубину мысли. 

Телепередачи канала “Культура”. “Плоды просвещения”, но “Письма из провинции”. Столица кормит, провинция благодарит или просит еще. 

Одни выживают, другие живут, третьи дают жить другим. 

Ядро личности. Что есть ядро личности?  Одни психологи считают таковым мотивы человека,  другие —  самооценку. Я же считаю ядром представление, убеждение, знание, веру, как угодно,  в то, что бытие есть благо, дар, что жить —  хорошо, что жизнь — счастье.  Но есть люди, сознание которых потрясено слишком сильными испытаниями, они уже не могут думать по-прежнему, называть жизнь даром, они имеют веские основания заявить,  что дать жизнь – это значит навязать ее, что лучше бы им не родиться вовсе, даже небытие не пугает их, и не стремятся они к загробной жизни. У таких людей пошатнулось, дало трещину, внутреннее основание, на котором могли бы построить они свою жизнь. Произошел распад ядра личности. 

...............................................................................

20 октября 2013

Встреча-Томас-де-Квинси

На днях сделала иллюстрацию к книге Томаса де Квинси “Исповедь англичанина, любителя опиума”. Она выполнена в технике коллажа и сочетает гравюру итальянского художника Джованни Баттиста Пиранези, портрет писателя и два фрагмента из его рассказа об архитектурных снах. Еще раньше мне приснилось кольцо с портретом Томаса де Квинси, купленное всего за рубль.  

......................................................................................

21 октября 2013

Сосуд с дураками. Сегодня мне был подарок от сновидений. Мне привиделся прохудившийся сосуд, дыры которого закрывали  лица дураков с картины Босха “Корабль дураков”. Незадолго до этого, в фотошопе, я вырезала лица в названной картине, чтобы мысленно представить за отверстиями свое лицо. Я хотела побывать во всякой роли дурака, чтобы точнее идентифицировать тот вид глупости, которым хотела объяснить неудачи своей жизни. Но “тренинг” не принес удовлетворения, остался неприятный осадок в виде угрызений совести. Хотя и понарошку, но я повредила признанный шедевр. Несколько дней я промучилась в сомнениях относительно свободного  использования произведений искусства в своем воображении, и вот, разрешая их, мне и привиделся этот сон. В очередной раз убеждаюсь, что все, что происходит в жизни,  не напрасно, нужно только подождать, и вчерашний дурак вдруг обернется мудрецом.  

....................................................................................................

27 октября 2013

Бывает мало сотни лет ожидания и целого состояния, чтобы получить один единственный горький урок.  

Наслаждение от уборки — праздник, который приходит реже, чем Новый Год. 

Понравилась мысль Руссо: “Его ум был тонок от природы, и он пытался его украсить”. 

............................................................................................

28 октября 2013

Признаки мудрости по Блаженному Августину:

"обличай мудрого, и он возлюбит тебя"; 

“ и я без удержу предался различным страстям, которые мглою своею закрывали от меня, Господи, сияние истины Твоей”; 

" никто не может быть воздержным, если не даст ему Бог, и это и есть мудрость - знать, чей это дар";

“Ты ведь сказал человеку: "Вот: благочестие и есть мудрость… Проповедовать мирское знание, даже хорошо себе известное, дело суетное; исповедовать Тебя — это благочестие”.

Почему у Дракулы нет отражения в зеркале? Ответ приходит  из “Исповеди” Блаженного Августина: “ Зло есть не что иное, как умаление добра, доходящего до полного своего исчезновения”. В то время как истина, добро есть полнота проявления. Атрибут Истины — зеркало, как доказательство ее тождественности самой себе. 

Нomo legens. Пытаюсь осуществлять подвижническую деятельность, где только возможно. На работе заказала стенд для репродукций, чтобы поднимать дух пациентов искусством. Сейчас на выставке картины с изображением человека читающего:

 

............................................................................................................

2 ноября 2013

Фрейд советует. Советовал ли Фрейд? Еще как!  Прямые советы можно без труда найти в “манифестном” содержании его работ. Непрямые (при определенном старании) — в подтексте. Фрейд насыщает свою речь полезными для деятельности врача-психоаналитика установками, но, зная природу человека сопротивляться открытому влиянию, не выносит их на поверхность. Как пример привожу его косвенные советы из первой “Лекции по введению в психоанализ”. Итак, Фрейд советует: 

говорить невротику о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним, говорить, что мы не можем гарантировать ему успеха, поскольку успех зависит от его поведения, понятливости, сговорчивости и выдержке;

совладать с инстинктивным сопротивлением (направленностью предыдущего образования, привычным мышлением) другого;

выработать собственное суждение о психоанализе;

искать людей, для которых новое в познании имеет свою привлекательность, несмотря на все связанные с этим неудобства; 

обращаться на первых порах со слушателями, так же как и с больными;

слушать,  стараться  управлять  ходом мыслей больного,  кое  о  чем  напоминать  ему,  удерживать его внимание в  определенном направлении,  давать объяснения и наблюдать за  реакциями приятия или неприятия;

овладеть психоанализом на самом себе;

обосновывать интеллектуально выдвинутые возражения; 

не стремиться к тенденциозности, а показывать фактическое положение вещей;

заниматься мелочами. Делать материалом наблюдения незаметные явления, которые в других науках отвергаются как недостойные внимания и считающиеся отбросами мира явлений.

овладеть философскими знаниями, которыми можно было бы пользоваться во врачебной практике;

не подменять значимости проблем их внешней яркостью. Обращать внимание на то, что выдает себя самыми незначительными признаками, которые могут навести на след чего-нибудь более важного;

интересоваться, прежде всего, великими проблемами мира и науки; 

тем не менее, обращаться к изучению того, что тебя окружает и что более доступно для исследования;

исследовать основательно, непредвзято и терпеливо;

пробуждать интерес к анализу;

смотреть на действия внимательнее.

Следуем ли мы косвенным советам Фрейда?

.......................................................................

7 ноября 2013

Духовность — это работа над собой по превращению зла в добро.

Если все вокруг молчат, следует читать книги и из них узнавать то, о чем все молчат. 

Обязанность порядочного отца в понимании Максима Горького.  “Мало. Я бы, наверное, больше оставил моим детям и уж во всяком случае не забыл бы извиниться перед ними в том, что они обязаны существовать по моей вине (наполовину, по крайней мере). Это обязанность каждого порядочного отца, прямая обязанность” (М. Горький. Изложение фактов и дум. Все об отце). Это обязанность также и матери. 

.......................................................................................

12 ноября 2013

О смысле страдания. Страдание углубляет душу. На следующий день после пароксизма чувствуешь особую погруженность в себя, сосредоточенность, уходят злоба, осуждение, принимаешь свое бессилие, но без отчаяния, открываешь страдания других, сердце становится сокрушенным, душа — обнаженной. 

........................................................................................

15 ноября 2013

Книги возвращают человеку ощущение ценности его жизни. 

Провинция — понятие с двойным смыслом, пугающее и таинственное, потому что сочетает в себе противоположности. С одной стороны,  она есть периферия центра, важного и глубокого по смыслу места, с другой —  ее называют глубинкой, то есть признают за ней право на глубину, на суть жизни.

С какой страстью Соловьев, Франк, Бердяев решают проблему человеческого бессмертия! Кажется, что все свои силы они бросают на осуществление почти невозможного — оправдать эту жизнь и возвысить. Они – герои, их жизнь — подвиг. 

...........................................................................

18 ноября 2013

Понять человека — это прежде всего принять во внимание условия его жизни. 

............................................................

21 ноября 2013

Произведения—херувимы. Незаконченные произведения писателей —  Пушкин “Египетские ночи”, Достоевский “Неточка Незванова” — все равно, что голова без ног. Нечем им вступить в жизнь, да и незачем. Они не от мира сего. 

...........................................................................

28 ноября 2013

Возрастная психология. Четырнадцать лет. Не раз встречала я в произведениях писателей упоминание о возрасте четырнадцати лет и о связанном с ним переломе в сознании человека, осознании именно в этот период своего предназначения, предвидении будущего.  Такой пример встречаю у Набокова,  у других авторов. Помню свое, в четырнадцать лет раннее предсказание. Спрашивала, как представляли другие свое будущее в четырнадцать лет и представляли ли вообще. Гипотеза о пророческом возрасте часто и  чудесным образом подтверждалась.  Но вот  недавно — новая находка. Даниил Андреев рассказывает: “Еще четырнадцати лет я сказал себе, что буду знаменит или — не стоит жить. Я не боюсь сказать,  что все  сделанное до меня  не кажется мне лучше того,  что  я сам могу сделать. Если ты сочтешь мои слова самонадеянностью, ты  - ошибешься.  Нет, видишь  ли,  это  должно  быть  основным  убеждением каждого, кто не хочет ставить себя в безличные ряды миллионов людей. Именно убеждение в  своей  исключительности  должно — и может — служить источником творческой силы. Сначала скажем самим  себе: мы  не таковы, как все другие, потом уже легко будет доказать это и всем другим”. (М. Горький. Леонид Андреев)

Что интересно? Не осуждать никого очень интересно.

..........................................................................

30 ноября 2013

Не устаю восхищаться великим значением снов.  Сон может изменить даже мировоззрение, как произошло в случае с Леонидом Андреевым. Вспоминает Андрей Андреев, брат писателя:  “В  годы,  предшествовавшие  войне,  глубоко  изменилось  миросозерцание писателя.   Это   новое  отношение  к  жизни явилось  не  вдруг,  оно  было результатом  всех его страстных исканий, оно явилось, когда пройден им был и посильно,  для  себя,  освещен  весь  трагический мрак смутного, временного, полного страданий и противоречий, земного предельного бытия. 

     "Смерти  не  существует"  —  вот то новое, что могло в дальнейшем стать основою его будущих произведений. 

     Мне памятен момент, когда впервые он сказал себе это новое. 

     Мы  были на море, в шхерах. Было солнечное утро и обновленным, светлым, безгранично  радостным  казался  мир.  Тихо  колыхался  на якоре, на голубой утренней  волне, мотор. Механик уехал на берег, на остров, и я один сидел на кокпите  (видимо,  имеется  в  виду  морская  яхта  Л. Андреева "Далекий"),  ожидая  пробуждения  брата. Он вышел из каюты особенно радостным и с особым, свойственным ему вниманием стал смотреть в сияющее море. 

      – Это  удивительно,  —  сказал он, наконец отрываясь, — я проснулся со словами:  "и  поэтому смерти не существует". Смотрю на море и чувствую то же самое:  и поэтому  смерти  не  существует. Сна же припомнить не могу, помню только  всю  силу,  всю  неопровержимость  того,  что  привело  меня  к этой фразе...” (Андрей Андреев. Вместо венка).

...............................................................................

22 декабря 2013

Мне кажется, что когда я читаю книгу, я молюсь за ее автора. 

Следует ли писать исповеди? Ответ И. Бунина: “ Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле”. (Иван Бунин. Сны Чанги)

В рассказе Сологуба “Смерть по объявлению” своих голодных детей мать называет “смертеныши”. Какое точное имя для всех живущих. 

...............................................................................

5 января 2013

Мудрость языка кажется мне неизмеримой. Вслушиваясь в самые обычные фразы, обнаруживаешь клады смыслов глубочайшие, ответы на вопросы наисложнейшие. Возьмём ничем не примечательную на первый взгляд фразу: “Важнейшими ценностями, вдохновителями творчества остаются для писателей-северян те богатства, которыми славен наш край”. Ну что здесь, казалось бы, особенного? Однако стоит только вслушаться, открывается высокое  значение  слова богатство. Не бедность способна вдохновить, но богатства. Переношу значение понятия с материального уровня на духовный. Получается, что духовно богатые люди способны вдохновлять, а духовно бедные — нет. Вот мы узнаем, что свойство духовного человека – способность вдохновлять. Разве не ценное знание? Теперь на вопрос, кто такой духовный человек, можно ответить — тот, кто способен вдохновлять. Оглянитесь, много таких?

................................................................................

 6 января 2013

Пустые люди. “Но как мне не веровать: я видел истину, — не то что изобрел умом, а видел, видел, и живой  образ ее наполнил душу мою навеки”, — пишет Достоевский в рассказе  “Сон смешного человека”. Слова “живой образ” Достоевский выделяет курсивом, а значит они важны. Часто встает  вопрос о внутренней пустоте человека. Внутренне пустые люди — кто они, чем наполняются? Внимательно рассмотрим ответ Достоевского: “Живым образом”.  Это значит, что только видимое способно утешить, спасти, дать жизнь; чему лично был свидетелем. Если только слышал голос истины (а у Достоевского она любовь), но не видел, не поверишь. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Нельзя недооценивать зрение, видение, силу оче-видности. Симеон Богоприимец, увидев младенца-Христа, был полон радостной решимости умереть, так как  живой образ наполнил душу его навеки, а раньше он только читал о Христе. Зрение “питательнее” умозрения. Не наполнишься, пока не увидишь. Отсюда – постоянный голод.

....................................................................................

20 января 2013

Что значит жить на символическом уровне?  Об этом Карл Густав Юнг пишет свою знаменательную статью “Символическая жизнь”. К последней он относит сновидения и отправление католической мессы. Но что, если человек не видит снов или не знаком с мессой. К тому же, что значит жить символически, можно ли жить такой жизнью ежедневно? Вот, что рассказывает Григорий Тараторкин об Александре Кайдановском: “Я помню это ощущение темного зала, светящегося экрана и очень интригующие два-три зеленых огонька, всегда светящихся в темном зале. На одном написано  “Выход”, а на втором —“Вход”. И мне кажется, что когда Саше надо было выходить, он пользовался той дверью, где было написано “Вход”. Потому что, выходя, он всегда куда-то во что-то входил”. Жить на символическом уровне — это видеть в предметах окружающего тебя мира больший смысл, нежели они имеют его по своему прямому назначению, это совершать с ними обряд, это переживать их как символы великой мистерии.

Жить ради ребенка? Для этой цели не нужно фантазии, род позаботился о будущем человека, обеспечил его целью. Но что делать, если ребенка нет, если он умер, если не осталось ни одного близкого человека? Для чего жить тогда? Здесь без воображения не обойтись. Вот откуда берутся художники, произведения искусства, вот на чем держится вся культура.  (Прим. В первом случае используется конвергентное мышление, во втором — дивергентное). 

....................................................................................................................

20 января 2013

Мещанство. Ничего более ужасного мне читать не приходилось:  “Мне  снилось,  что лань,  которую  не подстрелили, просила  прощения  у огорченного охотника”.   (Немер Ибн аль Баруд, цитата из книги Борхеса “Книга сновидений”).  Этому короткому фрагменту Борхес дает название вежливость.  Либо он иронизирует, либо ему не приходилось переживать такого рода страдания. Но вот еще одна, схожая по смыслу  цитата из Достоевского: “Мне представлялось долгое, безвыходное страдание, мученичество, жертва, приносимая покорно, безропотно и напрасно. Мне казалось, что тот, кому принесена эта жертва, презирает ее и смеется над ней. Мне казалось, что я видела преступника, который прощает грехи праведнику” (“Неточка Незванова”). Если происходит такое, то жить точно не стоит. Суть мещанства в унижении лучшего перед худшим, в обреченности высокого на книксены перед низостью. И все для того, чтобы жить на земле. Эйнштейн говорил, что решить проблему на том же уровне, на котором она  была поставлена, нельзя. На, какой же уровень понимания следует подняться лани, чтобы решить свою проблему, если кроме охотников вокруг никого не осталось? 

....................................................................................

29 января 2914

Чем филологи отличаются от психологов? Моральным свойством. Слово филология означает любовь (фил) к слову (логос).  Психология означает, что  предметом изучения (логос) является психика (психе). Филолог любит слово, а психолог слово использует как средство. Главное же отличие в том, что психолог рассуждает, а филолог любит. Любовь - выше.

Кем может быть писатель для участников нашего клуба с психологической точки зрения? Референтной личностью. Из словаря: “Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Референтная личность оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Референтная личность выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека”. 

Зачем жить? Диалог авторов. Ницше: “Если есть зачем жить, можно вынести любое как”. Горький: “ Чтобы жизнь имела смысл, нужно делать какое-то огромное, важное дело... следы которого остались бы в веках... Нужно строить какие-то храмы...”

.......................................................................................

30 января 2013

Люди вообще

Когда мать хочет ребенка, она не хочет определенного ребенка, а хочет ребенка вообще. Она называет это своим ребенком, но это ребенок любой, какой выпадет ей случайно. У нее нет избирательности. По сути дела ей все равно какой. 

Говорят, родителей не выбирают, но и детей не выбирают. 

Если бы родители могли купить детей в магазинах, то велика вероятность, что они не выбрали бы тех детей, что у них есть. 

Подводя итог вышесказанному, может, потому дети и люди вообще чувствуют себя ненужными в этом мире, что, как бы не любила их мать, они не чувствуют себя выбранными?

....................................................................

23 февраля 2014

Однажды задалась вопросом, снятся ли мужчинам сны о беременности. Слышала, что женщинам снятся женщины с фаллосом, а вот о беременных мужчинах не слышала ни разу. С научной целью задавала вопрос где только возможно, но ответа не получила. И вот спустя время встречаю у Артемидора в “Онейрокритике” сон и его толкование: “Одному атлету приснилось, что он забеременел и родил двух черных девочек (κόραι). Он ослеп, а зрачки (κόραι) его глаз стали выпуклыми и почернели”. — Так что, женщинам пора позабыть о зависти к пенису (Фрейд). В психической реальности мужчины также не избавлены от бремени. И еще как…

..........................................................................

13 марта 2914

Два дня подряд принимаю экзамены (впервые в жизни). Чувство ужасное. Гораздо хуже, чем в день чтения лекций. В день чтения ты – творец (в лучшем случае), в день прием экзаменов ты – судья. Оценивать неприятно и трудно, приходится учитывать много факторов. Легче, когда ситуация ясна, но в условиях неопределенности, когда что-то выглядит смутно, или провокационно, или уклончиво, приходится делать выводы на ощупь. Еще усложнила себе задачу: решила объяснить студентам, почему оценила так, а не иначе. Результат не удовлетворил. Стала казнить себя, что не Пифагор, который, прежде чем решиться на преподавание, в течение многих лет изучал тайные искусства в Египте. Пришла к выводу, что причина в тщеславии, так как требую от себя невозможного, не могу смиренно признать свои недостатки. Вдруг почувствовала, что опустошена, испугалась, что навеки. Списала все на отсутствие смысла жизни. Ругала себя за то, что не могу принять реальность такой, какова она есть, как Карл Густав Юнг, достичь индивидуации. Съела конфеты, с тревогой заметила, что не радуют. Утешаюсь, что получаю жизненный опыт. Господи, дай мне разум, чтобы назавтра понять, отчего мне так плохо сегодня!

.............................................................................................................

15 марта 2914
Натюрморт “Herbarium . В трудные минуты хочется окружать себя предметами, связанными с растительностью, грезить (Башляр) растениями, утешать себя тем, что растет.

Натюрморт

Описание натюрморта
• В центре натюрморта — гравюра с изображением Жан-Жака Руссо, рассматривающего букет цветов. Он страстно любил растения, долгие годы собирал гербарии.
• Справа в рамке – мой гербарий с листьями авокадо.
• Слева от Руссо — флакон с “воспоминаниями” из санатория Шмаковка. Это верхние слои грунта, мох, сухие листья и ракушки. Шмаковка – местечко под Владивостоком, где в начале прошлого века был разрушен мужской монастырь. К флакону прикреплен свиток со словами Оскара Уайльда: “Только бесполезное имеет смысл”.
• Под флаконом – блокнот с изображением цветка мака, символа сновидений, атрибута бога Гипноса.
• На переднем плане моя самодельная книга, посвященная растениям в сновидениях. На странице слева фотография моего дедушки. С того света он принес мне цветы. Справа на странице — яблоко, странным образом надрезанное. Тоже образ сновидения.
• На самодельной книге лежат часы – символ бренности, но одновременно и развития, роста, изменения, что также связано с растениями.
Такова символика моего натюрморта.

....................................................................

15 марта 2914

Портрет Альфреда Дугласа

 

В чем Оскар Уайльд упрекал Альфреда Дугласа?
В неспособности видеть прекрасное; 
В ослеплении ненавистью (“Ненависть в тебе всегда была сильнее любви”);
В тщеславии; 
В равнодушии ( “Ты один остался равнодушен, никаких соболезнований не передал, ничего мне не написал”);
В насмешках в ответ на оскорбления в сторону Оскара Уайльда;
В черствости, душевной грубости, вульгарности характера, отсутствии воображения (“Ты закончил письмо такими словами: "Когда вы не на пьедестале, вы никому не интересны. В следующий раз, как только вы заболеете, я немедленно уеду". Какая же грубость душевной ткани сказывается в этих словах! Какое полное отсутствие воображения!”); 
В слабой осознанности последствий своих действий; 
В неблагодарности, в неумении ценить добрые дела;
В жадности;
В неумении управлять эмоциями и т.д. 

Что Оскар Уайльд ценил в Альфреде Дугласе?
Его любовь (“ ...ты меня любил все эти два с половиной года, когда Судьба сплетала в один алый узор нити наших раздельных жизней, ты и вправду любил меня. Да, знаю, что это так. Как бы ты ни вел себя со мной, я всегда чувствовал, что в глубине души ты действительно меня любишь”).

 

Портрет воссоздан материалам “Тюремной исповеди” Оскара Уайльда.

.............................................................

19 марта 2914

Растительная психология. Меланхоликов можно считать цветами жизни, они появляются в завершении развития рода, как особо чувствительные и нежные создания. Сангвиники — это ствол дерева, они продолжают дело жизни, но им не хватает аромата. Флегматики поддерживают как тех, так и других. На них можно положиться. Холерики сдвигают дело с мертвой точки, потрясают до самых основ, сбрасывают те лепестки и сухие ветки, что давно должны были облететь.

...............................................................................

23 марта 2914

• Говорят, дети — ценность великая, рождаются долго, девять месяцев. Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство строились веками. Сколько средств потрачено, сколько жизней положено! Одна мать выращивает ребенка, кормит его капустой и пареным мясом, и что вырастает? Храм? Церковь? Только мучается много человек. 

• Храм строится по плану, человек стихийно. Каким он станет, никто не знает. Так Юнг строил свою башню, как дитя,  по мере созревания своей души. Плана в растении человеческом нет, растение растет не по плану. Дом Юнга больше растение, чем постройка. 

 

....................................................

12 апреля 2914

Урок символической интерпретации. Это титульный лист к стихотворениям Шарля Бодлера “Цветы зла” художника Карлоса Швабе. На рисунке изображено веероподобное тропическое растение и впившийся в самую его сердцевину “сумчатый” цветок. Земных корней он не имеет, зато клешнеобразными листьями может похвастаться вдвойне. Корень его тянет жизнь из доверчивой души. Задание на дом: познать природу растений-паразитов из ботаники, перенести знание на психологическую почву, идентифицировать человека из своего окружения с цветком зла. (Herbarium)

8 июня 2914

Удивительное наблюдение достойное психоаналитика я  встретила у Сологуба. Рассуждая о  русском символизме, он пишет: “ То, что казалось прежде непрерывным и цельным, — и в природе, и в душе человеческой, — при остром анализе потеряло для нас эту непрерывность,  распалось на элементы, взаимодействие которых для нас загадочно. В душевной сфере эта потеря цельности, это грозное самораспадение души составляет внутреннюю сторону нашего так называемого декаданса или упадка”. Так вот в чем причина расщепления, схизиса, душевых мук. Острый анализ! Не глупость, не какая-нибудь загадочная психическая болезнь, а ум. Тот же, у кого нет душевного раздвоения, возможно, просто глух и слеп к тому, что происходит вокруг него, в нем самом. 

.............................................................

13 июля 2914

Как увеличить словарный запас. Хочу поделиться своим опытом увеличения словарного запаса. Многие знают, что существуют специальные сайты для создания коллекций картинок путем прикрепления пинов. Одним из таких сайтов я воспользовалась, чтобы создать словари любимых писателей. Писатели прошлых веков используют много малораспространенных в наше время слов, анахронизмов. Эти слова могли бы украсить наш язык. Я делаю так: к незнакомому слову подбираю картинку, даю определение толкового словаря, сопровождаю цитатой из текста писателя и помещаю на сайт. Создание словаря увлекательно, незнакомые слова перестают раздражать, затруднять понимание текста, а становятся желанными точками приложения интереса, творческих сил. К словарю хочется обращаться снова и снова, вникать в слова глубже. Познакомиться со словарями Достоевского и Салтыкова-Щедрина можно здесь.

4 сентября 2914

Чтение. Сегодня занималась тем, что выделяла существенные признаки предметов в тестовом задании “Существенные признаки”. Привлекло слово чтение. Даются признаки чтения: глаза, книга, бумага, текст, слово. Нужно выбрать два существенных признака, без которых не может существовать предмет, явление. Выбрала глаза и слово, рассуждала так: слово — единица текста, чтение слова – уже чтение. Оказалось, что неправильно. Верно: глаза и текст. Посмотрела в словаре определение чтения. “Чтение — комплекс когнитивного процесса для получения смысла. ( Понимание текста)”. Еще определение: “Чтение - процесс, посредством которого извлекается информация из письменного или печатного текста.”. Опять встречается слово текст. Из объяснений становится ясно, что чтение “по словам” еще не составляет полноценного чтения, нужно освоить связную, законченную мысль и тогда заключать о чтении. Но не на этом я хотела остановить внимание, не на связности. Существенное в процессе чтения – извлечение смысла. Я никогда раньше не рассматривала чтение, как извлечение смысла, больше — как получение информации, смысл, мне казалось, образуется в голове. Рефлексия над определением помогла мне понять, почему одни люди любят читать книги, а другие нет. Все дело в любви к смыслу, к разным смыслам, смыслам других людей. Чтение - это любовь к смыслу. Вот почему некоторые люди не любят чтение – ослаблена любовь к смыслу, но они могут любить что-то другое.

19 ноября 2914

Хочу ответить на вопрос: как избавиться от чувства отверженности. Если мы встанем на религиозную точку зрения, согласно которой Бог любит нас, заботится о нас каждую минуту нашей жизни, ставит нас в те обстоятельства, которые нам действительно необходимы (пусть они нам и не нравятся), то правильно предположить, что Он так же заботится и о тех людях, которые нас отвергают. Им только кажется, что отверженный им не нужен. На самом деле он именно тот, кто им нужен, он есть их самые благоприятные обстоятельства, просто они этого пока не понимают, не понимают его ценности, как и мы не понимаем ценности тех обстоятельств, в которых находимся.

 

Продолжение записок следует. 

Контакты

Напишите или позвоните нам, если у Вас возниклики вопросы

  • +7 (4212) 21-98-29
  • сот. 8-962-501-1510 Светлана Леонидовна

ПЕРЕЙТИ НА КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ ИНСТИТУТА